Единая логистическая служба Урала
Искать или

Специалистов в оптимизации грузопотоков не хватает

Главная новость

 Большой дефицит логистов на сегодняшний день испытывают уральские транспортные компании, приходится самостоятельно обучать новичков. Частично эту проблему должно решить создание нового логистического учебного центра.


 Одной из основных причин того, что екатеринбургская авиакомпания «Авиапрад» прекратила в начале этого года производственную деятельность, стала неудовлетворительная работа ее логистической службы. Из 12 самолетов, имеющихся в распоряжении «Авиапрада», 11 были взяты в лизинг. Чтобы ежемесячно отчислять значительные платежи, авиакомпания должна была активно эксплуатировать воздушный парк, при этом держать наполняемость пассажирских кресел не ниже 70%. Этот пример наглядно демонстрирует, насколько в условиях жесткой конкуренции между транспортными компаниями важна работа логистов – специалистов в оптимизации грузопотоков. Они способны сделать компанию лидером рынка или превратить ее в банкрота.


 Нехватку квалифицированных специалистов в области логистики отмечают многие транспортные и логистические операторы Урала.


 Директор компании «АсстрА Урал» Сергей Акимов разъясняет: «В основном не хватает людей, компетентных в конкретных областях логистической деятельности. На мой взгляд, причины кадрового дефицита в России заключаются в отсутствии образовательных заведений, готовящих специалистов не общего профиля, а с четкой профессиональной ориентацией. К тому же, далеко не все знания, а тем более практические навыки, можно приобрести за партой».


 Между тем до последнего времени профессиональных логистов на Урале не готовили. В Екатеринбурге начало работу Уральское отделение Международного центра логистики [МЦЛ, Москва] – первый в регионе специализированный учебный центр этого направления. Московский МЦЛ работает в рамках Государственного университета – Высшей школы экономики [ГУ-ВШЭ], региональное отделение создано на базе Уральского государственного университета путей сообщения [УрГУПС]. В центре будут обучаться логисты, уже имеющие образование и опыт практической деятельности; основное преимущество – возможность получения сертификата по европейскому стандарту ELA/ECBL.


 Специальность «Логистика» появилась в российских вузах недавно. Предложение профессионалов подобного профиля на рынке труда значительно ниже спроса, единственный выход для бизнеса – обучать кадры своими силами.


 К примеру, компания «Уралтранс» давно решила проблему дефицита логистов путем создания внутренней системы обучения: среди учредителей и управляющих этой компании один доктор технических наук и четыре кандидата, совмещающие практическое управление, научные исследования и преподавательскую работу в УрГУПС.


 Директор транспортной компании «ТрансКом» Денис Нейгебауэр считает: «Основным принципом кадровой политики нашей компании является выращивание кадров на местах. Когда к нам приходит человек, не имеющий профильного образования, мы проводим для него различные тренинги и квалификационные курсы».


 Логистика – достаточно сложная дисциплина, находящаяся на стыке экономики, математики, логики и права.


 Вице-президент холдинга «Стратег» Николай Якушев поясняет: «Главное – научить способности мыслить и оцифровывать мысль. Дело в том, что процесс обучения в средней и высшей школе в первую очередь настроен на запоминание, изучение прошлого опыта и в меньшей степени – на создание новых продуктов и процессов. А логист – это созидатель, находящий оптимальный вариант решения многокритериальной задачи».


 По словам директора по стратегическому развитию транспортной компании «Лорри» Александра Трахтенберга, главное, что получают новые работники – умение вдумчиво и кропотливо работать с документами. В компании «АсстрА Урал» каждому начинающему логисту приходится проходить обучение: оно включает ознакомление с законодательством, регулирующим международные перевозки, приобретение навыков работы с экспедиторскими документами и многое другое.


 С ростом экономики потребность в логистах будет только увеличиваться, поэтому необходимость появления специализированного учебного центра отмечают все участники рынка.


 Г-н Акимов полагает: «Активное развитие логистических и транспортных компаний, расширение деятельности уже работающих и приход на российский рынок мировых лидеров позволяют с уверенностью говорить о том, что спрос на профессионалов в области логистики будет расти. И появление образовательного центра, думаю, будет способствовать разрешению ситуации с дефицитом кадров».


 По мнению г-на Нейгебауэра, Екатеринбургу необходим логистический образовательный центр, однако он должен входить в структуру надзорного органа в сфере логистических услуг: «Необходимо создать учреждение, которое способно решать проблемы не только образовательные, но и касающиеся работы рынка. Оно должно содействовать в организации взаимодействия между логистическими операторами, обеспечивать законодательное и документальное сопровождение всех операций на рынке, тесно сотрудничать с государственными структурами».


 Именно для этих целей и была создана Европейская логистическая ассоциация [ELA]: логистические операторы из Евросоюза выработали общие стандарты работы, методы взаимодействия и требования к навыкам персонала. Стандарты сертификации логистов ELA/ECBL приняты в 2005 году. Для Урала они пока в диковинку: наши работодатели привыкли не доверять дипломам и сертификатам.


 Денис Нейгебауэр говорит: «Разумеется, специалист с сертификатом ELA/ECBL имеет преимущество перед остальными недипломированными соискателями при приеме на должность логиста. Подобный сертификат говорит о том, что перед вами специалист, соответствующий требованиям мирового уровня. Таких кадров в России очень мало: эта сертификация добровольная и не является обязательной при приеме на работу».


 Однако одновременно с интеграцией в мировую экономику нам придется решать и многочисленные проблемы взаимодействия с иностранными компаниями, в том числе в области международной логистики. Потребуются логисты, знакомые с европейскими принципами организации цепей поставок, отвечающие высоким требованиям международных компаний. Проблему нехватки таких специалистов и должно решить создание Уральского отделения МЦЛ.