Единая логистическая служба Урала
Искать или

Цены на бензин. Перезаморозка

 Цены на бензин вновь готовы взлететь. Тревожные звоночки будущего подъема уже звенят вовсю. Так, по данным Росстата в июне повышение цен на бензин, в среднем, на 3%, отмечено в 43 субъектах РФ. Самым значительным оно было в Республике Коми – на 3,3%. В 35 регионах цена осталась без изменений, а в восьми даже понизилась. Тем не менее, поскольку мировые цены на нефть растут, аналитики прогнозируют, что цены на бензин постигнет та же участь. Обеспокоенность автомобилистов разделил и глава кабинета министров Михаил Фрадков. На заседании правительства РФ он многозначительно заявил, что "взывать к совести, судя по всему, уже не эффективно. Будем другими методами работать". То, что они существуют, сомневаться не приходится. Также очевидно, что от политической воли цены на бензин могут измениться. Другой вопрос – в какую сторону. 


 Для начала Федеральная антимонопольная служба начала проверку обоснованности установления цен на реализацию нефтепродуктов. Соответствующие запросы направлены в ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "Газпром Нефть", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "ТНК-ВР Менеджмент", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "НК "Альянс", ОАО "НГК "Славнефть" и ОАО НК "РуссНефть". Несмотря на то, что итоги проверки подведут не раньше, чем 13 августа, кое-какие результаты уже есть: некоторые производители и переработчики оставили цены на прежнем уровне. 


 Так, начальник планового отдела нефтеперерабатывающего завода "Сургутнефтегаза" ООО "Киришинефтеоргсинтез" Борис Старцев заявил, что цена пока не поднималась, несмотря на то, что "рынок тянет наверх". В качестве одной из причин, почему завод сопротивляется движениям рынка, Старцев отметил, что "антимонопольщики готовы чуть ли не пересажать всех". 


 Пересажать всех ФАС, конечно же, не может, а вот доказать сговор и взыскать штраф – это пожалуйста. Например, в прошлом году Челябинская антимонопольная служба признала факт ценового сговора между двумя топливными монополистами южноуральской столицы "ЧелНефть" и "Лукойл". 


 "Если ФАС достаточно оперативно примет меры, то цены не будут расти. Сейчас у службы достаточно большие полномочия. Силами своей организации антимонопольщики могут повлиять на уровень оптовых цен", – заявил эксперт Центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков "Кортес" Павел Строков. 


 Пока решения не принято, бензин дорожает, пусть лишь на доли процентов, но настораживает сама тенденция. Никому не хочется, чтобы повторилась ситуация осени прошлого года, когда в России топливо было дороже, чем в США, автомобилисты выходили на митинги, а цены все росли и росли. Если смотреть на события с этой точки зрения, то вполне понятно, почему Фрадков сделал столь резкое заявление. 


 Самих же нефтяников слова главы кабинета министров не пугают. Представители компаний в один голос уверяют, что продают бензин по рыночным ценам. Как сообщили в отделе маркетинга ОАО "Уральская нефтяная компания" (дочернее предприятие ТНК-ВР), здесь приложат все силы для того, чтобы стоимость нефтепродуктов осталась на уровне хотя бы текущего месяца. "По каким-то субъективным причинам в интересах компании цены подниматься не будут", – отметили в компании. К слову, свои АЗС у "Уральской нефтяной компании" существуют лишь в Нягани и там цены пока не повышались. "Дочка" ТНК-ВР увеличила на 3,5% процента только цены на авиатопливо, но это другая история. 


 А в пресс-службе ОАО "Лукойл" заверили, что стоимость бензина увеличивается вместе с инфляцией и с ростом цен на мировом рынке, поскольку к нему привязаны экспортная пошлина и налог на добычу полезных. То есть, чем дороже стоимость нефти, тем больше налогов платят нефтяники. Соответственно, данная нагрузка ложится и на потребителей. 


 Касаемо заявления Фрадкова представитель Лукойла сказал: "Правительство время от времени проводит заседания рабочих групп, в которых наше руководство участвует. Сегодня диалог есть. Мы живем в рыночной экономике, а не в административной системе. Розничные цены на автозаправках формирует, конечно, прежде всего, рынок". 


 С этим мнением согласна и аналитик "Standard&Poor`s" Елена Ананькина: "Если цена на экспорт нефти высокая, то как бензин в стране может быть дешевым? Это совершенно нелогично". Но в том-то и дело, что стоимость барреля нефти начала планомерно увеличиваться еще зимой, а цены на бензозаправках оставались практически без изменений, поскольку правительство фактически "заморозило" цены, в частности, с помощью того, что решило не пересматривать акцизы на бензин.


 Однако мировой рынок дал о себе знать, и держать цены в замороженном состоянии стало уже невозможно. Разница между оптовой и розничной ценами на АЗС составляет 15-20%, а когда обе цены становятся почти одинаковыми, автозаправки, дабы не работать в убыток, вынуждены повышать стоимость бензина. Поэтому весь вопрос в том, вырастут ли оптовые цены.  


 Тенденции мирового, а значит, и внутреннего рынка говорят, что да. Другой вопрос, на сколько. "Если нефтяники будут ориентироваться на зарубежные сырьевые рынки, то рост внутренних цен продолжится, но вряд ли он будет существенным", - считает начальник аналитического управления ИК "Велес-Капитал" Михаил Зак. 


 "Стоимость бензина будет плавно увеличиваться, поскольку за первое полугодие цена на нефть росла значительно, а на бензин не менялась. Это связано с тем, что у производителей хороший запас рентабельности. Но резкие скачки цен вообще исключены", – высказал свое мнение аналитик ИК "Файненшл Бридж" Дмитрий Александров. 


 Но не стоит забывать, что существует такой инструмент, как административный ресурс, и Михаил Фрадков дал понять, что правительство им воспользуется. По словам эксперта "Кортес" Павла Строкова, подвох может быть в том, что нефтяные компании, имеющие сеть своих АЗС, могут начать перераспределять средства, то есть на собственных автозаправках цены, действительно, не будут повышаться. Но в России на данный момент более 50% АЗС принадлежит независимым хозяевам, которые закупают топливо у нефтяников. А они вынуждены закупать бензин по тем ценам, по которым им продают, а значит, на независимых автозаправках бензин подорожает. Единственным способом, с помощью которого можно избежать данного диссонанса, является удержание в существующих пределах оптовых цен. Но рынок всегда непредсказуем, и как "силовые" методы скажутся на нем, предугадать сложно. 


 "Слишком жесткие действия правительства могут вызвать негативную реакцию нефтяников, что приведет к сокращению поставок нефтепродуктов в Россию", - считает начальник аналитического управления ИК "Велес-Капитал" Михаил Зак. 


 Более оптимистичен в своих прогнозах аналитик ИА "МФД-ИнфоЦентр" Сергей Сильченко: "Невыгодно сейчас дергать этот сектор рынка, потому что любые потрясения моментально скажутся на ценах, а они расти любят больше, чем опускаться. А перед выборами вряд ли это допустят". 


 Единственное, о чем можно говорить с уверенностью – нефтяные компании не обеднеют. "Российский рынок занимает порядка одной трети в рынке нефтепродуктов, плюс компании порядка половины прибыли получают от продажи нефти, поэтому говорить об упущенной выгоде нельзя", – утверждает аналитик ИК "Файненшл Бридж" Дмитрий Александров. 


 Впрочем, обычного россиянина мало волнует благосостояние нефтяников, ему лишь бы кошелек после посещения автозаправки не пустел. Этого, несмотря на все колебания рынка, в этом году добиться удалось, и уж очень не хочется, чтобы что-то изменилось.