Единая логистическая служба Урала
Искать или

Таможня может оставить Россию без импорта.

На этой неделе Международный союз автомобильного транспорта (IRU) может прекратить действие транзитной системы TIR на территории России это означает, что международные автоперевозчики утратят право упрощенного пересечения границы. Данный шаг способен не только привести к хаосу на российской таможне, но и частично парализовать экспортно-импортные операции. Причина столь радикального поведения IRU серьезный конфликт с Государственным таможенным комитетом (ГТК). ГТК требует от IRU выплатить порядка 78 млн долларов -- по мнению чиновников комитета, IRU должен нести ответственность за недобросовестных перевозчиков, уклоняющихся от уплаты таможенных пошлин . В IRU не признают претензии ГТК и предлагают пойти на мировое соглашение, предусматривающее компенсационные выплаты в размере лишь 20 млн долларов. По словам участников рынка, претензии российских таможенников лишь предлог для того, чтобы ограничить деятельность иностранных перевозчиков. Освободившуюся нишу якобы займут родственные ГТК бизнес-структуры.

Международный союз автомобильного транспорта (IRU), базирующийся в Швейцарии, существует с 1948 года. Его участниками являются 65 стран, подписавшие Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки МДП. Наличие книжки МДП (TIR- Carnet) предусматривает предоставление перевозчикам целого комплекса льгот в применении таможенных правил (ускоренное прохождение таможенного досмотра и специальное оформление). Реализация льгот подкрепляется так называемой гарантийной цепью МДП. По сути, книжка TIR представляет собой страховую гарантию, которая позволяет не оплачивать страховые суммы при пересечении границы. Перевозчики производят отчисление IRU или ее местному представителю (в России это Ассоциация международных автомобильных перевозчиков или АСМАП) гарантийной страховой премии. Стоимость предоставляемой IRU через АСМАП финансовой гарантии, действительной в течение 27 месяцев, составляет лишь 5 центов на 100 долларов гарантийной суммы. В свою очередь, IRU берет на себя возмещение убытков, связанных с деятельностью перевозчиков, пользующихся книжкой МДП.

ГТК обвиняет IRU в том, что с конца 90-х годов таможенный комитет из-за контрабандистов не досчитался порядка 78 млн долларов. Поскольку существует гарантия по книжкам МДП , IRU должна покрыть наши убытки. В конвенции по автоперевозкам заложены страховые взносы и выплаты по ним. Они же предпочитают добиваться мирового соглашения, предлагая таможне отступные на развитие системы борьбы с контрабандой , сказал РБК источник в ГТК. Контрабандисты действуют следующим образом, рассказал РБК представитель таможни. Фура с грузом проходит через пограничный таможенный пост, в путевых документах указан пункт назначения и в соответствии с ним грузовик направляют на региональный таможенный пост для уплаты таможенных пошлин. Однако на пост машина не прибывает, а груз исчезает где-то по дороге. При этом не забывайте, фура въезжает в Россию под крышей АСМАП . По данным ГТК, таким способом мимо таможни проскакивает один грузовик из тысячи (по другим странам, в среднем, один из десяти тысяч). С позицией ГТК не согласны российские импортеры. Директор одной из таких компаний считает, что в контрабанде нельзя винить перевозчика: куда перевозчику сказали, туда он груз и везет, а что делают с товаром хозяева, на это перевозчик повлиять не может . Между тем, согласно российскому законодательству, ответственность несет именно перевозчик, поэтому, в принципе, претензии ГТК понятны.

Другое дело, что ГТК предпочитает игнорировать правила IRU, согласно которым компенсации выплачиваются только после проведения расследования по каждому случаю контрабанды. Любопытная деталь -- Россия направила в союз автомобильного транспорта 2500 жалоб (75% всех полученных IRU претензий) и 95% из них пришли с Выборгской таможни. В IRU считают, что борьба с контрабандистами проблема российских правоохранительных органов, а не союза автоперевозчиков. Генеральный секретарь IRU Мартин Марми напрямую обвинил власти в коррупции и покровительстве организованной преступности, и со дня на день его организация может приостановить свою деятельность в России. На прошлой неделе в Москве прошли переговоры между Марми и председателем ГТК Михаилом Ваниным, однако урегулировать конфликт так и не удалось. По сути IRU пилит сук, на котором сидит. Скорее всего, действие системы TIR приостановят, чтобы надавить на российские власти, но полностью прекратить деятельность в России они вряд ли решатся , сказал РБК работающий с Россией литовский перевозчик. Действительно, порядка 30% всех выданных IRU книжек МДП работают в России. Этот шаг нанесет серьезный удар по союзу автомобильного транспорта , считают в ГТК.

С другой стороны, все беды IRU могут показаться несущественными по сравнению с возможными последствиями для российского рынка. Если система книжек TIR будет отменена, то на рынке начнется хаос, сказал РБК представитель крупного российского импортера продовольствия. Это будет непоправимый удар для грузоперевозчиков. На таможенных пунктах появятся очереди. Торговля вообще может быть приостановлена. Компании-перевозчики и импортеры просто не будут знать, как работать в такой ситуации . По его мнению, последствия на рынке могут проявиться через 3-4 месяца в виде дефицита ряда товаров . В самом IRU рисуют еще более мрачную картинку. С этими книжками идет от 30% до 50% внешнеторгового оборота России, поэтому в результате отмены системы TIR, без страховых гарантий, практически полностью остановится экспорт и сильно затруднится импорт, резко сократятся налоговые поступления в бюджет , -- сказал РБК источник в штаб-квартире организации.

В самом ГТК собеседник РБК также не отрицал возможных негативных последствий. Грузы придется досматривать, возрастет стоимость перевозок. Кроме того, возникнут проблемы и для российских машин, которые направляютсяв Европу, -- говорит он. --Однако существенного повышения цен на импорт не будет. Перевозчики и импортеры боятся стопора на границе, задержки товаров, уменьшения оборота и увеличение стоимости эскорт-сопровождения, однако можно сделать так, что функции IRU по страхованию грузов возьмет на себя российский партнер IRU -- АСМАП, и ситуация на рынке быстро стабилизируется . Действительно, ГТК разработал план по урегулированию ситуации без IRU. В комитете готовится приказ, согласно которому порядок следования грузовиков в течение полугода не будет изменен, действительными останутся и книжки МДП. За полгода в ГТК собираются создать альтернативную систему страхования грузов. Право выступать гарантами доставки грузов получат таможенные брокеры и владельцы складов временного хранения.

По мнению участников рынка, в сложившейся ситуации заинтересованы собственно таможенники, которые стремятся не только переориентировать на себя страховые взносы, но и вытеснить иностранных перевозчиков, контролирующих по оценкам экспертов, порядка 75% рынка (заменив их якобы на свои компании). Интересно, что в ГТК делают упор на тот факт, что контрабандой грешат, по большей части, иностранные перевозчики . Структуры, связанные с таможней, спят и видят, чтобы прибрать к рукам рынок международных грузоперевозок. Таможенники хотят, чтобы возили свои и по большим ценам , сказал РБК директор одной из российских компаний- импортеров. Другой московский частный предприниматель был менее дипломатичен: По сути, на таможне будут решать кого пускать, а кого нет. Кто дал деньги тот проехал. Таможенники получат тотальный контроль над автоперевозками. Это не что иное, как очередная кормушка для чиновников. Долг IRU ГТК всего лишь повод. Все делается для того, чтобы перекрыть компаниям перевозчикам кислород и открыть собственные конторы . В ГТК, естественно, не согласны с такой трактовкой конфликта. Ситуация прояснится, когда таможенное ведомство официально обнародует свой план по обеспечению стабильного функционирования рынка.