Единая логистическая служба Урала
Искать или

Сколько стоит таможня.

Сколько стоит таможня.

Дмитрий Великовский, Руслан Хестанов Сослан Гатуев закончил Северо-Кавказский горно-металлургичес кий институт, после год отслужил в армии под Москвой - в Химках. Затем работал в объединении Бином, производившем электронику, где дослужился до генерального директора. В 1991 minus; м ушел с завода, потому что знал: радио элек тронная промышленность умрет. Гатуев стал предпринимателем, в частности организовал в Северной Осетии производство резисторов. Однако главной сферой деятельности Гатуева были и остаются грузоперевозки и торговля. Сегодня его транспортная компания - вторая в Северной Осетии по объему перевозок. Предприимчивый человек способен достичь успеха вне зависимости от условий, диктуемых его эпохой. Сослан Гатуев - один из тех, кто не потерялся ни в партийное советское время, ни в криминальные 90 minus; е, ни в нынешнюю эру стабильности. О том, что такое сегодняшний российский малый бизнес и как вести дела на Кавказе, о коррупции российской власти и власти наших южных соседей - стран Закавказья - Сослан Гатуев рассказал Русскому Репортеру. Какой образ лучше всего подходит для описания современного положения малого бизнеса в России? Нынешний российский малый бизнес можно сравнить с ребенком, которого отдали в детский дом: ни папы, ни мамы, ни заботы. А те, кто призван заниматься воспитанием ребенка, на самом деле больше похожи на тюремщиков, чем на опекунов. Что конкретно повредило вашему бизнесу? Мой бизнес практически убили - бизнес ведь легко убить 133; Ну, это произошло в последние три года. Если излагать хронологически, то это выглядело так. В мае 2004 minus; го пришел к власти Саакашвили и решил навести порядок на своей таможне - на 40 дней остановил все движение. А мы работали на Закавказье, на Грузию и Армению. Загрузились товаром, поехали - и в это время закрывают границу. Назад ехать ты не можешь: владелец товара требует, чтобы он был доставлен при первой возможности. Ждите, говорит. А из shy; держки-то не уменьшаются. Надо платить налоги, аренду и т. п. Так 40 дней и простояли. Только Саакашвили там все закончил, мы разгрузились, загрузились, поехали - пошли дожди и полдороги попросту смыло. Только опять появилась возможность заняться перевозками, а тут - раз! - Беслан. Теперь уже Путин границу закрыл. На 47 дней. И в третий раз мы гружеными встали и стоим 133; Ну что делать? С долгами расплачиваться как-то надо? Мы машину одну продали всего у нас тогда 12 длинномерок было. Сидим, ждем, думаем: Вот сейчас откроют - тут-то мы и стартанем. Ан нет. Пошел снег, на перевале его выпало 13 метров. Ну, перевал и закрыли - еще на полтора месяца. И только мы после всего этого оправились, стали вставать потихонечку на ноги, как тут уже в 2006 году из-за конфликта с Грузией опять - бах, и всю границу позакрывали. Теперь приходится ездить через Азербайджан. А это, я вам скажу, песня. Наша-то таможня - далеко не подарок. Но после Азербайджана водители с нетерпением ждут встречи с ней. Мы готовы регулярно привозить им праздничный набор с пирогами, мясом и аракой, чтобы показать, как мы любим российских таможенников. Одним словом, у нас плохо, а уж в Азербайджане власти вообще никакой нет. Во-первых, такса совсем другая. А во-вторых, местные гаишники любят объясняться с водителем при помощи жезла: чуть что не так - следует убедительный щелчок по самому ответственному у мужчины месту, и гость понимает, что лучше не суетиться и сразу отдать деньги.

Бремя цивилизации

Виктор Цукер Станислав Зингеренко: Все мы очень медленно идем к цивилизованному рынку Отечественная таможня давно нуждается в серьезной перестройке своей работы. Долго, сложно, непрозрачно - те определения, которые сегодня характеризуют ее деятельность. В то время как передовые страны мира отказались от контроля за товарами в пользу контроля за информацией о них, Федеральная таможенная служба ФТС перестраивается с большим трудом. Понятно, что рано или поздно отечественным таможенникам придется менять принципы работы, для этого необходимо внедрять систему предварительного информирования таможни о приближающихся к границе товарах и подачи деклараций в электронном виде, вводить упрощенные процедуры оформления грузов для крупных и надежных импортеров, заменить тотальный контроль на выборочный, развернуть постаудит контроль товара, впущенного в страну. Но чем раньше эти качественные изменения произойдут, тем скорее повысится эффективность экспортно-импортных операций в целом и околотаможенного бизнеса в частности, считает директор по логистике корпорации Стерх Станислав Зингеренко. - Как считают специалисты, работа отечественной таможни является тормозом развития внешней торговли России. Например, большинство таможенных служб развитых стран уже давно использует электронное декларирование пересекающих границу грузов. У нас оно пока только начинает внедряться. Если смотреть на официальные сообщения ФТС и заявления ее первых лиц, то внедрение электронного декларирования представляется исключительно в радужном свете. Интересно узнать, как околотаможенный бизнес оценивает этот процесс? - Электронное декларирование как часть комплекса таможенных процедур прогрессивно только в том случае, если оно является основанием для ускорения таможенного оформления. Пока этого не происходит. В свое время таможня взяла на вооружение систему АИСТ-РТ21 программный продукт, разработанный ЭКСИ-Банком и установленный сегодня на Северо-Западе и в Центральном округе, которая, по оценкам зарубежных специалистов, считалась одним из лучших ПО. Дальнейшее развитие интерфейса этой системы позволяло получить полностью прозрачный процесс таможенного оформления. Однако сейчас принято решение строить электронное декларирование на базе другого ПО - под Oracle. C одной стороны, это прогрессивный шаг. Но с другой - создаются дополнительные трудности, так как таможенным брокерам необходимо держать несколько серверов. Еще одна проблема внедрения электронной декларации связана с организационным вопросом. Вот я - таможенный брокер, ко мне клиент пришел, декларацию с сопроводительными документами подал и ушел. Мне, чтобы подать декларацию в электронном виде, необходимо все согласовать с таможней, ответить там на массу дополнительных вопросов, которые не имеют прямого отношения к процедуре оформления груза. То есть сама технология перехода на электронное декларирование для нас очень сложна. Но она сложна и для самой таможни. Если оформляется декларация в электронном виде, то у таможенников не остается никаких подтверждающих операцию документов. Поэтому мы дополнительно распечатываем форму в бумажном виде. На ней таможня, как обычно, ставит печать Выпуск разрешен, и этот дубликат электронной декларации хранится в сейфе у руководителя таможенного поста. То есть параллельно с электронной мы обязательно подаем бумажную форму: это необходимо и для ведения бухгалтерского учета, а также при вывозе груза за пределы склада временного хранения. Не меньше проблем при использовании электронного декларирования возникает и во взаимоотношениях грузовладельца с налоговой инспекцией. Представьте налогового инспектора, который проводит проверку компании, и у него нет бумажной декларации, нет платежки с отметками и так далее. То есть неизвестно еще, как электронное декларирование будет восприниматься налоговой службой. А эту проблему почему-то никто не поднимает. Наверное, потому, что она еще незначительно проявилась или фирмы, которые сейчас декларируются в электронном виде, - однодневки и у них таких вопросов не возникает. Так что пока проще обойтись без электронного декларирования. Проблем меньше. - Если сравнивать Северо-Западное таможенное управление СЗТУ с другими территориальными подразделениями таможни, то как вы оцениваете готовность его руководства внедрять новые, прогрессивные методы работы? - На мой взгляд, СЗТУ - одно из наиболее продвинутых подразделений российской таможни. Все инновации, связанные с околотаможенным бизнесом, как правило, шли отсюда. Например, электронное декларирование развивается здесь с 1996 года. Называлось оно раньше по-другому - удаленный доступ, но суть от этого не меняется. Именно в этом подразделении внедрялась комплексная система таможенного оформления АИСТ-РТ21, которая обобщила различные программные продукты, имеющиеся на вооружении таможни. И не вина СЗТУ, что все эти новации не получили должного распространения. - Какие наиболее значимые тенденции на рынке околотаможенного сервиса вы могли бы выделить? Как они отражаются на вашей работе? - Сегодня основное требование рынка связано с предоставлением клиенту наиболее полного спектра таможенных и околотаможенных услуг. Для того чтобы соответствовать этому требованию, в прошлом году мы провели реорганизацию. Теперь во главе корпорации встала управляющая компания, которая руководит деятельностью входящих в нее структур - таможенных брокеров, транспортно-экспедиторской службы, складов временного хранения. Сегодня мы рассматриваем свою деятельность как предоставление клиенту услуги дверь - дверь. Таких компаний, как наша, пока не так много. Тем не менее я уверен, что на рынке околотаможенных услуг будущее за горизонтальной интеграцией. У всех на виду - На рынке околотаможенных услуг в основном работают небольшие компании. Почему? - Мелким компаниям проще скрыть нарушения, остаться незамеченными. Крупные игроки, напротив, всегда на виду, с них спрос больше. Мы в любом случае вынуждены работать, скрупулезно соблюдая установленные государством правила. К сожалению, у нас народ еще не совсем приучен работать по закону, поэтому все мы идем к цивилизованному рынку очень медленно. - Как правило, грузы, которые импортируются через портовый комплекс Санкт-Петербурга, растаможиваются в Москве, а уж затем распределяются по стране. Дело доходит до того, что товар, предназначенный для Петербурга, сначала везут в Москву, а затем он возвращается обратно. Почему процветает такая уродливая логистика? - Так получилось, что процесс таможенной очистки на Северо-Западе в большей степени, чем в Москве, ориентирован на работу по белым схемам. Такова ситуация. Во многом это стало возможно благодаря позиции прежних руководителей СЗТУ - Владимира Бабкова, Владимира Шамахова. В этом отношении в Москве при растаможивании значительно проще работать по серым схемам. Естественно, ряд грузовладельцев поддается соблазну сэкономить на таможенных платежах. Кроме того, с административной точки зрения, для того чтобы провести через руководителя таможни или другого чиновника определенное решение - в пользу государства или нет, - московская система более проста. Она эффективнее управляется. По мнению таможенных брокеров Северо-Запада, основная часть московского околотаможенного бизнеса находится в подполье. Специфика таможенного бизнеса столицы состоит в том, что он привязан к таможенному посту, на котором решаются все вопросы. И эта привязанность поощряется. Прошлой осенью в Москве проходила выставка Центрального таможенного управления ЦТУ. По ее окончании было проведено награждение дипломами передовиков - участников внешнеэкономической деятельности. Мне показалось очень странным, что руководство Федеральной таможенной службы ФТС не обращает внимания на то, что ЦТУ поощряло дипломами, как правило, склады временного хранения или таможенных брокеров, которые работают в основном с крупными белыми клиентами, к примеру фармацевтическими компаниями. В то же время на таких брокеров, как мы, работающих на всех таможнях регионов, имеющих свои склады временного хранения, своих перевозчиков, - на них просто не обращают внимания. Тем не менее ситуация постепенно меняется и в Москве - бизнес становится более законопослушным, а работа таможни более прозрачной. Прозрачный процесс - Если Россия вступит в ВТО, то как это должно отразиться на деятельности таможенных органов? Насколько существующее положение вещей в нашей таможне отвечает требованиям ВТО? - Сейчас работа российских таможенных органов сильно отличается от того, как эта деятельность осуществляется в цивилизованных странах. Там процесс таможенного оформления организован на базе встречного информационного обмена. Брокер отправляет на таможню электронную декларацию. Туда же поступает информация из-за границы о коде товара, его стоимости. Дальше таможенные аналитические отделы совмещают поданную электронную декларацию с тем, что пришло из-за границы. Если есть стопроцентное совпадение, выпуск разрешен. Минимум занятых в процессе людей, минимум потери времени, отсутствие досмотров. Понятный и прозрачный процесс. Так в конечном итоге должно быть и у нас. - В то же время вам придется вступить в конкурентную борьбу с иностранными фирмами. Не боитесь проиграть? - Если все пройдет гладко, то после вступления России в ВТО наступит время равных возможностей. Понятно, что будет исключен обман государства за счет изощренных схем или административного ресурса. Значит, на рынке победит тот, у кого полный спектр услуг, выше качество, прогрессивный взгляд на бизнес и желание быть лучше. Очевидно, что рентабельность самого околотаможенного бизнеса снизится. В значительной степени это будет вызвано тем, что на рынке усилится конкуренция, а также тем, что условия будет диктовать не таможенный брокер, а перевозчик. В силу снижения эффективности в обычных направлениях таможенного бизнеса, в первую очередь таможенного оформления и декларирования, вполне возможна скупка и консолидация этих компаний западным капиталом. - Есть опасность массового перехода иностранных компаний, работающих сегодня в России, на обслуживание к своим соотечественникам? - Я считаю, что независимо от того, вступит ли Россия в ВТО или нет, крупные национальные компании сохранят своих клиентов. В любом случае есть определенная специфика - чисто российская, и она сохранится в будущем. От этого никуда не деться. Поэтому я не думаю, что придет американская компания, которая станет заниматься таможенным оформлением, конкурируя с нашими крупными предприятиями. Скорее всего, она купит одного из российских игроков. Санкт-Петербург

Белый телефон - хит сезона

Наталья Литвинова Таможенные службы зафиксировали значительное увеличение официального импорта потребительских товаров. Обеление ввоза связано с ростом цивилизованного ритейла и усилением таможенного администрирования Фото - Дмитрий Лыков Федеральная таможенная служба обнародовала данные по импорту разных групп товаров за первые девять месяцев текущего года. Данные эти выглядят очень обнадеживающе, если не сказать сенсационно: сразу на нескольких рынках наблюдается невиданный рост официального ввоза продукции. Так, радиоэлектроники в страну было легально ввезено на 90 больше в штуках и на 368 - в деньгах в сравнении с таким же периодом прошлого года; по обуви - 78 количественного прироста и 120 стоимостного; по одежде - 57 и 74 соответственно, в мебели рост скромнее - 29 и 34, но все же втрое выше общего рыночного роста. Рост количественных показателей говорит о том, что сокращаются контрабанда и недостоверное декларирование, а рост стоимости ввезенных товаров свидетельствует о том, что искореняется практика занижения цены ввозимого товара. Таким образом, импорт в нашей стране активно обеляется. В чем причина этого процесса? Есть две основные версии происходящего: первая - усиление администрирования на таможне и вторая - серый ввоз становится экономически невыгодным. Игры кончились Присутствие в экономике серого импорта - одна из главных причин сдерживания развития отечественного внутреннего рынка. Продукты, ввезенные без пошлины, имеют существенное ценовое преимущество, что делает невозможным честную конкуренцию на рынке. Когда рынок наводнен дешевым товаром, даже законопослушные продавцы и поставщики вынуждены включаться в нечестную игру и использовать серые схемы, иначе им останется только закрыть бизнес. А дальше эта цепочка серости тянется в торговлю, где приходится вести двойную бухгалтерию, придумывать различные схемы, чтобы спрятать концы поступления контрабанды. Все это существенно повышает уровень коррупции в стране в самых разных сегментах - не только на таможне, но и в налоговой инспекции и так далее. Кроме того, наличие серого дешевого товара мешает развитию внутреннего производства. В мировой практике система пошлин призвана в первую очередь защитить внутреннего производителя, дать ему ценовое преимущество. Если эта система не работает, то и производитель не имеет возможности развиваться. Именно так у нас обстоят дела на рынках обуви и одежды, где еще в прошлом году уровень контрабандного товара достигал 70-80, а внутреннее производство находилось в стагнации. А вот сегмент крупной бытовой техники всегда был относительно белым уровень контрабанды составлял около 10 , в результате за несколько лет в стране построен с десяток заводов по производству или сборке холодильников, стиральных машин, телевизоров. По словам предпринимателей, во многом серые правила игры задавались и задаются не только импортерами, но и отдельными сотрудниками таможни и обслуживающими ее брокерскими компаниями. Однако с конца прошлого года ситуация стала меняться. Администрирование на таможне резко ужесточилось, - говорит Артур Галеев, совладелец компании, размещающей заказы на изготовление одежды для многих российских розничных сетей в Китае. - Заменили начальника ФТС, начались серьезные кадровые перестановки, серые и черные схемы существенно усложнились. Сегодня окно на таможне можно искать очень долго, в результате товар опаздывает. Люди поверили, что скоро других вариантов, кроме белой растаможки, уже не будет, и, чтобы снизить риски, стали переходить на белые схемы. Одновременно повышение рисков при использовании серых схем становится губительным для развития крупных розничных операторов на всем потребительском рынке. Например, сегодня в торговле электробытовой техникой и электроникой очень высока концентрация, здесь оперируют несколько крупных сетей, находящихся в постоянном развитии, - говорит Антон Гуськов, директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники. - Если арестована предназначенная для тебя партия товара - а подобные факты начиная с августа прошлого года постоянно на слуху, то срывается план продаж, это уже прямые экономические потери. При этом твои конкуренты не останавливаются: если ты отстал, то твою долю тут же займет кто-то другой. Кроме того, чтобы развиваться сетям, нужны инвестиции. Под непонятные темные структуры денег никто не даст, особенно в западных банках. В итоге легализация стала частью бизнес-стратегий крупных розничных операторов, и это - главная причина происходящего. Самый прозрачный Наибольшие достижения в области осветления ввоза товаров заметны на рынке радиоэлектроники, причем самый значительный рост - в сегменте мобильных телефонов, которых за девять месяцев этого года было ввезено в 3, 4 раза больше, чем за тот же период прошлого года, а стоимость их выросла в 12, 8 ! раза. Вице-президент по маркетингу компании Евросеть Владимир Богданов говорит, что объясняется происходящее очень просто: В августе прошлого года на нашем рынке случился таможенный кризис, и продавцы остались без товара. После этого крупные операторы приняли решение ввозить телефонные аппараты самостоятельно, а не через поставщиков, как это было принято ранее. А поскольку крупные операторы работают в белом поле, результат виден сразу. Заметное удорожание ввозимой электроники объясняется тем, что с осени прошлого года был организован процесс ознакомления таможни с реальными прайс-листами от производителей. В настоящее время в таможенные органы направлена официальная ценовая информация от ста пятидесяти компаний-производителей, - говорит сотрудник пресс-службы ФТС России Александр Прошин. - Этот достаточно большой объем сведений помогает таможенникам ориентироваться в рыночных ценах. Кроме того, наличие такой информации снижает риск субъективного принятия решений должностным лицом, что уже является одним из инструментов борьбы с коррупцией в таможенных органах. Но работу по налаживанию взаимоотношений таможенной службы и предпринимателей необходимо продолжать. Предприниматели ратуют за создание упрощенных процедур для законопослушных, хорошо зарекомендовавших себя компаний. Существуют разные методы определения таможенной стоимости, разные варианты проверки - груз можно выборочно проверить, а можно полностью все выгрузить и проверять досконально. Если компания зарекомендовала себя хорошо, то у нее должна быть возможность пройти таможню по упрощенной процедуре контроля. Это будет стимулировать людей работать добросовестно, - говорит Гуськов. Сегодня рынок импортной электробытовой техники и электроники становится одним из самых прозрачных. Так, с начала этого года в рознице, по словам Владимира Богданова, было продано около 20, 5 млн телефонов. А ввезено в январе-сентябре, по данным ФТС, - 19, 034 млн. Если учесть товарные остатки с прошлого года, то количество серых телефонов на рынке сегодня не больше 5, и это большое достижение. На рынках одежды и обуви, например, ситуация не такая радужная. Верхушка айсберга Рост легализации одежного рынка отчасти связан с приходом западных сетей - Zara, H M, Decathlon, а также с развитием крупных сетей Metro, Auchan. У западных ритейлеров большой рост и большие обороты, а поскольку работают они только белую то это влияет на статистику беления - говорит Мария Сморчкова, генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды. - Наши сетевые магазины тоже не хотят рисковать и переходят на легальную продукцию. Еще более динамично происходит процесс обеления на обувном рынке. Опять же это связано с бурным ростом сетей - в данном случае отечественных. Возможно, положительную роль здесь сыграло и принятое правительством в прошлом году постановление о снижении таможенных пошлин на обувь. Достигнут адекватный уровень совокупного таможенного платежа, который вместе с ужесточением администрирования на таможне позволяет выводить рынок из серой зоны в белую , - говорит Сергей Саркисов, вице-президент корпорации Эконика, развивающей одноименную обувную сеть. И все же пока официальный импорт обуви составляет лишь около 40 от всего объема, такие же оценки эксперты дают и по рынку одежды. А это значит, что работу таможенных структур на этих направлениях нужно продолжать налаживать. Многие операторы сталкиваются с тем, что работать вбелую бывает сложнее и дольше, чем по серым схемам. Ты не просто платишь больше в виде пошлин, но еще и собираешь кучу таких экзотических документов, как будто не одежду везешь, а произведения искусства. Процесс растягивается бесконечно, требуются все новые и новые справки. Что это? Попытка таможенных структур втянуть поставщика в коррупционные отношения или просто безграмотность и непрофессионализм? - говорит Артур Галеев. Объективно ситуация будет меняться с увеличением доли современного ритейла в обуви и одежде. Пока значительная часть этих товаров продается через вещевые рынки без всяких чеков и любого другого учета, то есть у серых дилеров остаются каналы сбыта контрабандного товара. И одним административным давлением со стороны таможни перекрыть этот серый поток будет весьма затруднительно.

Russian camels

Александр Тарасов Международный обозреватель Забайкальского информационного агентства Правительство не снижает ввозные пошлины на китайские товары, и контрабанда остается основным источником дохода для населения приграничных забайкальских территорий и таможенных чиновников Пограничный Забайкальск, небольшой городок в Читинской области, можно назвать моделью соприкосновения повседневной жизни двух территорий - Забайкалья и севера Китая. Суть взаимодействия, контрабанда, остается незыблемой многие годы. Какие только способы незаконной доставки грузов из Китая не изобретали за это время. Со второй половине 1990 minus; х на федеральной границе стал широко применяться новый: доставка товара на людях. Способ со временем не устарел. Караванные тропы кэмэлов Больше десяти лет назад, еще в марте 1994 года, российское правительство ввело пошлины на ввоз китайских товаров. Была установлена норма беспошлинного ввоза в размере 50 кг в неделю на человека сейчас 35 кг в месяц. Предприимчивые коммерсанты сообразили, что из Поднебесной можно завозить продукцию почти беспрепятственно. Нужны только помощники, которые под видом благонамеренных граждан предъявляли бы таможне коммерческий груз как личный багаж. В то время из-за массового банкротства аграрных и промышленных предприятий в приграничье освободилось большое количество рабочих рук. Те, кто раньше сеял хлеб или слесарничал на заводе, дружно принялись за небольшое вознаграждение перетаскивать через таможню баулы с китайским барахлом. Эту публику народ окрестил кэмэлами, верблюдами. Если в 1998 году через Забайкальск автомобильный проезжало около 200 тыс. граждан, то в 2005 году пассажирооборот составил уже более 1, 7 млн человек около 4, 8 тыс. в сутки, что на 27 больше, чем в 2004 minus; м. По оценке опытных таможенников, из общего числа проезжающих перевозчики составляют 70. Парни из таможни тоже оказались не лыком шиты. Были подготовлены правительственные постановления и на их основе приказы Федеральной таможенной службы. Первым делом там было прописано, что предназначение товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, устанавливается должностным лицом таможенного органа. Не забыли упомянуть, что однородные товары в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, ввозятся с коммерческими целями, то есть подлежат налогообложению в размере четырех евро за килограмм. Но, взяв с потолка уютных кабинетов на Комсомольской площади запретительно-высокий размер пошлины, таможенники промахнулись. Постановление дало еще один толчок развитию коррупции. Должностные лица таможенного органа оказались во много раз менее жадными, чем государство. Одного кэмэла стали пропускать всего за одну тысячу рублей. Бывший заместитель начальника Забайкальской таможни Константин Бураков без тени иронии рассказывал, что однажды простодушное должностное лицо обратилось к таможенному органу со следующим заявлением: В связи с тяжелым материальным положением прошу перевести меня на участок автомобильного пункта пропуска. Схема выглядит так. Директор или представитель российской компании-импортера направляется в Китай, имея при себе некоторую сумму в валюте. На вывезенный капитал приобретает партию одежды, трикотажа, обуви. Далее сдает товар в китайскую фирму, специализирующуюся на так называемых карго-перевозках. Карго-перевозчик доставляет его в Маньчжурию, где передает погонщику. Под погонщиком работает одна или несколько групп кэмэлов по пять-семь человек, которые занимаются перевозками на газелях. Они перемешивают однородные товарные контингенты, чтобы на таможне багаж выглядел разнородным. На местном жаргоне это называют тариться. Выйдя таким образом из прохода таможни, кэмэлы вновь сортируют товар в Забайкальске, возвращая его в исходное однородное состояние. И сдают представителю импортера, который, в свою очередь, организует доставку в российский пункт назначения. За доставку в Забайкальск двух с половиной центнеров груза компания-отправитель выплачивает погонщику до 20 тыс. рублей. После расчетов с водителем, кэмэлами обычно 500, но не менее 300 рублей на кэмэла в день и таможенниками в зависимости от условий прохода бизнес специфический, всякое бывает у него может остаться 6-12 тыс. рублей. А может и не остаться. В случае сбоя автобус попадает под сетку углубленный досмотр или на склад временного хранения. Это называется влететь. За расходы отвечает погонщик, который взял доставку на свой страх и риск. Если учесть данные забайкальского регионального управления Федеральной пограничной службы России о количестве российских граждан, пересекающих границу через автомобильный пограничный переход АПП Забайкальска, 70 minus; процентную долю кэмэлов и 1000 minus; рублевый бакшиш с носа, то получится, что в прошлом году общая сумма взяток составила около полумиллиарда рублей. Это примерно половина того, что таможня собирает для федерального бюджета. Причем стоимость оборота по импорту в канале кэмэлов составляет не менее миллиарда долларов. Довольно большая величина в рамках российско-китайской торговли, согласитесь. Личные впечатления Собирая материал, я первым делом подрядился покэмэлить. И смог на себе прочувствовать, что отлаженная система работает четко. Но иногда случаются накладки. На выезде из Китая после оформления на нашем передовом пограничном посту мой старший получил звонок таможенника, с которым предварительно оговаривался проход, что на пассажирском участке появился некий Шульгин. Всем в Забайкальске известна фамилия Шульгин. Он из отдела собственной безопасности, в который входят люди, ограничивающие инспекторов, чтобы не брали денег так много. То есть следят за чистотой рядов, - объяснил мой собеседник. Пикантность ситуации в том, что транспорту после оформления на посту стоять запрещено. Нужно проехать дальше, на пост транспортной инспекции, а затем на участок таможенного оформления пассажиров. То есть прямо в пасть к Шульгину. Рослая розовощекая пограничница-контрактница стала кричать, чтобы мы проезжали. Но мой старший, выскочив из автобуса, видимо, нашел слова заветные, девичье сердце под грубым камуфляжем дрогнуло, и наш драндулет простоял в запрещенном месте часа полтора, пока разводящий, почти отчаявшись, не получил весточку, что Шульгин удалился на безопасное для его груза расстояние. Случались неприятности, когда на Забайкальской таможне проводились мероприятия по чистке рядов. Таможенники по-старому брать деньги боялись, а пропускать кэмэлов просто так им было жалко. И потому принимались терзать проезжающих граждан формальными придирками, тянуть время оформления. Получилось что-то вроде итальянской забастовки: таможенник приходит на работу и не работает, а люди сутками томятся в унизительных очередях. Через некоторое время все стабилизировалось. Погонщики перестали давать таможенникам деньги на пункте пропуска, а принялись возить взятки им на дом. Местная система мздоимства адаптировалась к новой оперативной обстановке. За долгие годы существования и развития явления так и не удалось сколько-нибудь подступиться к решению проблемы оздоровления обстановки на государственной границе. Во время визита федерального начальства областного здесь никто не боится пограничный поселок превращается в потемкинскую деревню. Таможенные работники заблаговременно собирают погонщиков и указывают поставить кэмэлов на пару дней в стойло. Приезжает начальство, а на пропускных пунктах тишина и порядок. На кэмэлах в ВТО Двенадцать лет федеральное правительство отказывается снизить запредельно высокий уровень ввозных пошлин, направляя естественные для приграничья товарные потоки в серый канал перевозки на людях. Двенадцать лет пограничный Забайкальск травится воздухом легкой наживы, превращаясь в большой притон контрабандистов и развращая поколения всевозможных правоохранителей. Изменения в таможенной политике России по отношению к приграничной торговле с Китаем наметились в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию. Еще в 2004 году подписано соглашение с КНР об условиях вступления в ВТО, предусматривающее отмену импортных пошлин. Их существенное снижение ожидалось еще к концу прошлого года, но этого не произошло. Хотя с отменой экономически нецелесообразных пошлин кэмэлы могли бы и исчезнуть. Ведь какой смысл непроизводительно расходовать финансовые и людские ресурсы, если дешевле будет растаможиться по-белому .

Автоимпорт завязали морским узлом

Николай Демидов Снижение затрат на доставку новых импортных иномарок потребует развития смежного транспортно-логистического комплекса региона Станислав Зингеренко: Место для нового логистического терминала на выезде из Петербурга - на Выборгском шоссе, близко к Кольцевой дороге - выбрано сознательно Фото: Александр Крупнов Около полумиллиарда долларов в год переплачивают российские автомобилисты за то, что отечественный автоимпорт вынужден делать крюк в порты Финляндии. Уже сегодня финские автотерминалы работают на пределе возможностей, а поток автовозов создает дополнительные проблемы на погранпереходах, и без того перегруженных. По прогнозам, импорт новых иномарок в Россию будет расти еще несколько лет, а перспективы развития пропускной способности этого далеко не оптимального транспортного коридора туманны. Корпорация Стерх - один из крупных петербургских игроков рынка логистических услуг, имеющих опыт обслуживания автоимпорта, - заказала специальное маркетинговое исследование о перспективах развития российского транспортно-логистического комплекса в направлении обслуживания импорта новых иномарок. Выводы исследования директор по логистике Станислав Зингеренко прокомментировал в интервью для журнала Эксперт С-З. Бурный поток автоимпорта - Каким образом ваша компания принимает участие в обслуживании автоимпорта? Какую роль в этом играет созданный около двух лет назад терминал Конкорд-Авто ? - Конкорд-Авто - наш склад временного хранения СВХ, внесенный в реестр Северо-Западной акцизной таможни, предназначен для хранения и таможенного оформления подакцизных грузов. Нельзя сказать, что наша старая площадка в Песочном создавалась исключительно как автотерминал, однако получилось, что этот вид деятельности стал основным. Что касается тех услуг нашей корпорации, которые связаны с импортом автомобилей, то сегодня лучше говорить не о терминале Конкорд-Авто. Он скоро переедет из Песочного в наш новый логистический центр - логопарк, который мы планируем открыть в апреле-мае этого года в Осиновой Роще. Это крупнейший на Северо-Западе терминал такого уровня, где будут оказываться все услуги, связанные с перевалкой грузов, как таможенных, так и нетаможенных. Таможенно-логистический симбиоз будет включать два таможенных склада временного хранения: один для обычных, другой - для подакцизных грузов, в первую очередь, конечно, автомобилей. Кроме того, там будут простые коммерческие склады - общая площадь центра в 60 га позволяет развернуться. - Эти терминалы расположены практически в одном месте. Это сознательный выбор или просто так получилось? - Разумеется, это место на выезде из Санкт-Петербурга, на Выборгском шоссе, близко к Кольцевой дороге, выбрано сознательно. Выбор определяется грузопотоком, идущим из Финляндии. - При создании нового терминала вы использовали тот опыт, который приобрели, работая в Песочном? - Старый терминал по объемам перевалки автомобилей был не самым крупным в нашем регионе. У терминала Элит-транс были намного большие объемы перевалки. После ввода в строй нового терминала в Осиновой Роще мы планируем стать крупнейшими и по объемам перевалки и оформления автомобилей. Что касается проблем, возникающих в работе любого автотерминала, то главное - это недостаток клиентов. Правда, сейчас эта проблема остро не стоит, потому что объем автомобилей, который проходит и будет проходить в ближайшие годы по этому направлению, достаточно большой. Мощностей по их перевалке и таможенному оформлению уже сегодня не хватает. Так что у тех, кто занят перевалкой и оформлением автомобилей, как и у автоперевозчиков, специализирующихся на доставке автомобилей, проблем с клиентами в ближайшее время не ожидается. - Когда у бизнеса нет проблем с клиентами, возникают проблемы у клиентов, в частности с качеством обслуживания. А ведь чем как не качеством услуг Финляндия смогла привлечь импортеров автомобилей? Фото: Александр Крупнов - Выбор Финляндии в качестве перевалочной базы диктуется не импортерами, которые доставкой не занимаются, а головными офисами автопроизводителей. Они, нанимая подрядчика для доставки автомобилей в Россию, действуют следующим образом. Как правило, объявляется специальный тенде