Единая логистическая служба Урала
Искать или

Ограниченная ответственность перевозчика

Конфликты между перевозчиками и таможенниками, к сожалению, не редкость. Как известно, представители ФТС обязаны по долгу службы не только следить за уплатой таможенных пошлин и сборов, но и пресекать контрабандные поставки. Так что ничего удивительного нет в том, что львиная доля споров на таможне связана с несоответствием товаров, заявленных в товаросопроводительных документах, фактически перемещаемым. В таких случаях все "шишки" обычно летят на перевозчика, но так ли уж он виноват...

Наибольшее количество споров при международных автомобильных перевозках связано с прохождением грузов через границу, с таможенным контролем. При этом перевозчики нередко сталкиваются с несоответствием фактического количественного и качественного состава груза заявленному в "дорожных" бумагах. Однако надлежащее оформление документов может послужить палочкой-выручалочкой даже в самых запутанных делах. Поэтому о наличии всего пакета документов, а также об их правильном оформлении необходимо позаботиться заранее.

Тем, кто осуществляет международные автомобильные перевозки необходимо иметь при себе следующие бумаги. Во-первых, книжку МДП (международной дорожной перевозки), которая является единым международным документом, сопровождающим груз от места отправления до места назначения. В книжке указывается факт прибытия товара на каждый таможенный пост, через который проходит перевозимый груз, а также описание перевозимого товара. Причем последнему предназначается отдельная часть книжки МДП, именуемая грузовым манифестом.

Во-вторых, у перевозчика должна иметься грузовая товарная накладная для перевозки автомобильным транспортом – СМР (CMR), в которой указывается отправитель, получатель, перевозчик, а также количество перевозимого товара, его вес и международные коды.

И, наконец, в-третьих, необходим инвойс (invoice), представляющий собой международный счет-фактуру, содержащий наименование, количество, вес и описание товаров, сведения о продавце и покупателе перевозимого груза.

При международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик должен сообщить таможне о том, какие товары и в каком количестве он намерен перевезти через границу (подп. 6 и 7 п. 1 ст. 73 ТК), указав данные сведения в СМР и предоставив эту информацию сотрудникам таможни (подп. 2 п. 2 ст. 73 ТК). Сообщение же таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, их маркировке или наименовании, весе и объеме влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 50 000 до 100 000 рублей (ч. 3 ст. 16.1. КоАП), иногда даже с конфискацией товаров, явившихся предметами данного правонарушения.

Расхождения между сведениями, приведенными в так называемом грузовом манифесте книжки МДП, и содержимым машины не рассматриваются как нарушение, если владелец книжки сможет доказать, что данные не являются результатом его небрежности (ст. 39 Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, Женева, 14 ноября 1975 г.). А под "ошибкой, допущенной по небрежности" следует понимать действия, которые не совершены преднамеренно, а обусловлены лишь непринятием необходимых мер для занесения в книжку точных сведений.

В случае если перевозчик не имеет возможности предоставить гарантированно верную информацию о перевозимом товаре (например, контейнер с грузом опломбирован поставщиком и передается перевозчику на границе), это должно быть отражено в грузовой товарной накладной.

При отсутствии в СМР обоснованных перевозчиком оговорок принято исходить из презумпции, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной (пункт 2 статьи 9 Конвенции о дорожных перевозках грузов, 1956 г.).

Итак, ремарка представителя фирмы-перевозчика может оградить его от возможных споров с таможенниками по поводу расхождений между заявленным и фактическим наличием груза. Например, прения, возникшие между российскими таможенниками и автомобильным перевозчиком, были разрешены арбитрами в пользу последнего именно за счет указания в сопроводительной документации груза невозможности водителя осуществить проверку (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2007 г. по делу № А56-28805/2006).

Дело обстояло следующим образом. Регулярно осуществляющая автомобильные перевозки из зарубежья организация принимала груз на заграничном таможенном посту и доставляла его до российского заказчика. И так как контейнер был уже опломбирован поставщиком, водитель (представитель фирмы-перевозчика) не мог ни пересчитать товар, ни проверить его ассортимент. Однако он позаботился о том, чтобы указать данное обстоятельство в документах, так же как и то, что принял контейнер с неповрежденной пломбой поставщика. Затем контейнер был опломбирован самими таможенниками, а водителю был вручен пакет документов – книжка МДП, СМР и инвойс.

По прибытии на российский таможенный пост в том же опломбированном контейнере товар был проверен таможенниками. После досмотра оказалось, что груз не соответствует описаниям, приведенным в сопроводительной документации: товара оказалось меньше, а фактический ассортимент сильно отличался от официально заявленного. На основании таких расхождений российские таможенники решили "открыть" соответствующее дело и незамедлительно провести административное расследование. В ходе оного был опрошен водитель и проведена экспертиза, в результате которой оказалось, что товаросопроводительной документации соответствует только девяносто пять процентов перевозимого груза. Выводы таможенников оказались следующими: водитель в данном случае намеренно сообщил таможне недостоверные сведения о количестве грузовых мест и наименовании товара по прибытии на российскую таможню (ч. 3 ст. 16.1 КоАП). Руководствуясь подобными умозаключениями, таможенники оформили постановление об административном нарушении, согласно которому виновность фирмы-перевозчика была оценена в 50 000 рублей штрафа (ч. 2 ст. 2.1, ст. 4.2 и 4.3 КоАП).

Не согласившись с постановлением таможни, фирма-перевозчик приняла решение обратиться в Арбитражный суд с исковым заявлением о признании его незаконным. Арбитры приняли сторону организации. Однако на этом перипетии организации отнюдь не завершились. Таможенники, недовольные решением суда, решили обжаловать его в апелляцию, ведь, по их мнению, вина фирмы-перевозчика была очевидна по крайней мере по двум показателям.