Единая логистическая служба Урала
Искать или

Цены будут расти

 За последнюю неделю в среднем по России оптовые цены на топливо увеличились на 1,7%. С конца сентября текущего года дизтопливо подорожало на 13,2%, бензин А-80 – на 4%, А-92 – на 8,6% и А-95 – на 5,8%. На свободном рынке товара практически нет.


 Однако на АЗС цены пока растут гораздо медленнее. Тем не менее За предыдущую неделю в среднем по России стоимость А-80 и А-92 выросла на 0,7% [0,12 руб./л], дизтоплива – на 2% [0,34 руб./л]. Тем не менее во многих регионах подорожание оказалось более существенным: в Петербурге – до 0,7 руб./л, в Оренбурге – на 0,5-1 руб./л, в Челябинске и Хабаровске – до 1,3 руб./л. И,  по мнению аналитиков, в ближайшее время розничные цены будут наверстывать отставание от оптовых.


 Ситуация на рынке, как рассказал владелец одной из независимых сетей АЗС, угрожающая. По его словам, «высокооктановыми бензинами мы уже торгуем в ноль, а дизелем – в минус». При этом на рынке острый дефицит топлива, распродаются его остатки. В убыток себе торговать никто не будет. Если до 20-25 ноября оптовые цены не снизятся, придется либо существенно – на 1,5-2 руб./л – поднимать цены, либо закрывать АЗС.


 Представитель «Лукойла» Геннадий Красовский возражает, что «никто никого с рынка выдавливать не собирается», а высококачественного топлива действительно не хватает. За десять месяцев нынешнего года россияне приобрели 1,1 миллиона иномарок, а новых НПЗ в последние годы никто не строил. Если пять лет назад лукойловская заправка продавала в среднем 5 тонн топлива в сутки, то сейчас – уже 8 тонн.


 Президент МТА Евгений Аркуша объясняет: «Надеюсь, что государство найдет способ обуздать оптовые цены. Тогда и розничные расти не будут, и разговоры о переделе рынка прекратятся».


 По данным Росстата, за неделю организации оптовой торговли сократили продажу бензина на 6,7%, его запасы уменьшились на 4,2%. Продажи бензина марки А-76 сократились на 15,8% [запасы остались на уровне предыдущей недели], продажи А-92 сократились на 2,3%, а его запасы уменьшились на 7,2%. 


 Нужно привыкнуть к мысли, что бензин будет дорожать по чуть-чуть, но всегда. Если не принимать во внимание инфляцию, основной причиной удорожания является востребованность нашей нефти за рубежом. Так, этой осенью цена нефти достигла рекордной суммы почти 100 долларов за баррель. Нефтяники постепенно повышают цены и на внутреннем рынке, иначе им просто невыгодно производить и продавать бензин здесь, когда сырая нефть прекрасно востребована на Западе.


 Коммерческий директор ассоциации «ГРАНД» [сеть АЗС по Москве и Московской области] Игорь Кардовский комментирует: «Есть законы экономики, которые никто не отменял. Цены на бензин растут потому, что на мировом рынке спрос на нефть растет. Каждый выбирает то, что ему лучше. Если сейчас выгоднее продавать на экспорт, то продаем на экспорт».


 Помимо роста цен на мировом рынке, на ценообразование бензина влияет целый ряд внутренних факторов: это сезонность, рост стоимости естественных монополий [металлургия, электроэнергия], внезапно возникший дефицит топлива на внутреннем рынке либо модернизация нефтеперерабатывающих заводов.


 Аналитик нефтегазового комплекса ИК «БрокерКредитСервис» Максим Шеин разъясняет: «Не совсем верно думать, что нефтяники повышают цены, когда захотят. Во многом от них это, в общем-то, даже не зависит. Нефтяники пытаются угнаться в первую очередь за производственной инфляцией, потому что любой товар нужно, во-первых, транспортировать, во-вторых, постоянно дорожают естественные монополии и др.». Однако все другие участники рынка: производители сельхозпродукции, машиностроители, да и сами транспортники, каждый раз повышая цены, кивают в сторону увеличившихся цен на топливо...


 На самом деле, ничего страшного, если рост цен укладывается в рамки инфляции.


 Прогноз Министерства экономического развития и торговли [МЭРТ] РФ по инфляции на 2007 год составляет 7-8%. По сравнению с прошлым годом цены выросли как раз примерно на 7-8%. Но угроза нефтяников повысить цены в рознице заставило власть опасаться, что подорожание топлива может стать катализатором для нового витка цен на товары народного потребления, которые сейчас понемногу государству удается стабилизировать.


 В мэрии Москвы призвали не поддаваться общей «ценовой эйфории» и не разогревать дополнительные инфляционные ожидания.


 Представители московского правительства заявляют: «Задачей является уложиться в инфляционные прогнозы государства на этот год, умерив пыл в погоне за сверхприбылями».


 Предвыборная ситуация оказала дополнительное влияние на состояние рынка. Так, в октябре Московский нефтеперерабатывающий завод [МНПЗ] объявил, что не будет в ближайшее время поднимать цены на бензин. В начале ноября Московская нефтегазовая компания [МНГК] также объявила мораторий на повышение цен на своих заправках. Кроме того, как сообщили в компании, «в интересах москвичей и для обеспечения социальной стабильности» все светлые нефтепродукты, производимые на Московском НПЗ, компания будет направлять на московский рынок, отказавшись от самого дорогого – от экспорта.


 Экспорт сырой нефти является приоритетом для добытчиков: гнать нефть на внешний рынок на сегодняшний день выгоднее, чем перерабатывать ее здесь. Во-первых, содержать нефтеперерабатывающий завод, выпускающий высокооктановый бензин, – это дорого, так же как и продавать бензин.


 Например, у нас составляющая налога в цене бензина достигает 53%, а в США этот компонент цены топлива всего 29%. Во-вторых, заводов для переработки не хватает: большинство построенных еще в советское время остались в Прибалтике. Строить новые заводы не торопятся – спрос на нефтепродукты в России пока еще не так велик, хотя с ростом автопарка он постепенно увеличивается. Пока прирост объемов перерабатываемой нефти составляет всего 6% в год.


 Согласно данным Московской топливной ассоциации, на 9 ноября 2007 года средневзвешенные цены на московских АЗС следующие: литр ДТ стоит 17,88 руб, Аи-80 – 16,70 руб, Аи-92 – 19,54 руб, а А-95 – 20,55 руб. Между тем есть основания полагать, что после Нового года цены все-таки “отпустят”, и они продолжат свой рост. Одной из составляющих цены является стоимость электроэнергии, тарифы на которую повышаются раз в год, с 1 января, и если до Нового года роста цен на бензин, вероятнее всего, наблюдаться не будет, то в январе – обязательно.


 В среднесрочной перспективе топливо продолжит расти в цене, считают аналитики, отмечая, что в целом ситуация более или менее стабильная.


 Аналитик по нефтегазовому комплексу ИК «Атон» Артем Кончин объясняет: «Конечно, объективно сырье дорожает, и если компании постараются сохранить ту же прибыльность в течение года, цены будут расти».


 С ним согласен Максим Шеин: «Безусловно, какой-то рост будет. Что это будет за рост, будет зависеть от внешних цен на нефть, но то, что он будет в рамках инфляции, – это точно. Дефицита как такового нет и не будет в ближайшее время. Более того, некоторые НПЗ недозагружены [например, группа уфимских нефтеперерабатывающих заводов] и они могут производить больше бензина, но уже в ущерб экспортным поставкам».


 Пока от экспортных поставок нефтяные олигархи отказываться не собираются. А потому, учитывая, что на 2008 год прогноз по инфляции пока сохраняется на уровне 7%, автомобилисты должны быть готовы в следующем году выкладывать как минимум по 25 рублей за литр 95-го бензина.