Единая логистическая служба Урала
Искать или

АИ-95 в России стоит дороже, чем в США почти на 25%

 Международное рейтинговое агентство GTZ опубликовало данные своего исследования мировых цен на бензин. Специалисты немецкой компании провели мониторинг нефтепереработки и производства бензина в 171 стране. Как оказалось, самые низкие цены на топливо в Туркмении наряду с Венесуэлой, Ираном, Ливией и Саудовской Аравией.
 Так, по данным исследований, в 14 государствах розничная цена бензина с октановым числом 95 ниже мировой цены на нефть, что достигается за счет значительных государственных субсидий. В этом секторе вне конкуренции Туркмения и Венесуэла. Там литр бензина стоит 2 и 3 цента соответственно (см. таблицы).
 Ко второй группе эксперты отнесли еще десять государств, которые также дотируют цены на бензин, но в меньшей степени. В нее входит Азербайджан (46 центов за литр), а также Тринидад и Тобаго (43 цента). А подавляющее большинство стран, наоборот, облагает налогами бензин, продаваемый розничным покупателям (см. таблицы). И, к сожалению для потребителей, именно в этом строю стоит Россия – крупный экспортер нефти, где бензин стоит дороже, чем в США.
 Экспертное сообщество не спешит назвать положение России в этом исследовании совсем плачевным. По словам замначальника аналитического управления Собинбанка Александра Разуваева, с одной стороны, рост цен на бензин определяет рост экономического потенциала страны. «Страны, в которых низкие цены на бензин достигаются за счет субсидий государства, проводят популистскую ценовую политику. И, насколько мне известно, к примеру, на Ближнем Востоке существуют серьезные проблемы с поддержанием уровня субсидий», – отметил эксперт в разговоре с «Газетой».
 Разделяет эту точку зрения и аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. По его словам, субсидированное ценообразование на нефтепродукты в указанных странах сложилось исторически. «Это своеобразный социально-политический инструмент. Если не продолжать удерживать цены на нереально дешевом уровне, в странах могут начаться беспорядки. В них просто привыкли к таким ценам. Кроме того, там нет никакого рынка. К примеру, в Иране даже вводили ограничения на продажу бензина. Люди скупали его и вывозили в соседние страны, где он дороже стоит. Когда же ввели ограничения, народ стал сжигать бензоколонки», – отмечает аналитик.
 В то же время Александр Разуваев считает, что цены в России могли бы быть и ниже. Иначе российский бензин не стоил бы дороже американского более чем на 22%. «Одна из проблем заключается в том, что у нас НДПИ привязан к ценам на нефть. Я полагаю, если это изменить и снизить налогообложение для нефтяников, то наши цены на бензин не будут отличаться от американских», – заявил эксперт.
 Есть и другие проблемы. По словам руководителя проектов НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Севастьяна Лейбе, цена на бензин в России во многом определяется взаимодействием нефтяных компаний (НК) и государства. НК заинтересованы в том, чтобы бензин дорожал. При этом вертикально-интегрированные компании контролируют около 80% бензинового рынка России. ФАС постоянно обвиняет их в картельном сговоре. «Действительно, компаний не так много, и договориться им легко. Государство пытается остановить рост цен, повышая экспортные пошлины на нефть, так что ее становится выгоднее перерабатывать в России», – отмечает собеседник.
 При этом эксперт полагает, что можно установить такие пошлины, что продавать бензин будет выгодно при цене на него в 13 рублей, а не 21, но тогда нефтяной бизнес начнет просто сворачиваться. «Кроме того, НК частично закладывают повышение пошлин в себестоимость бензина, так что цена остается стабильной, вместо того чтобы падать», – отмечает Севастьян Лейбе. В итоге, по мнению эксперта, несмотря на все сезонные спады потребления нефти, цена ее не падает. Здесь играют роль и договоренности государства с НК, как это было в прошлом году.
 Аналитики отмечают, что цена зависит от себестоимости бензина, которая, в свою очередь, зависит на 50% от внутренней стоимости нефти и на 50% от остальных факторов, например, технологий переработки нефти: чем больше компании могут получить бензина из тонны нефти, тем ниже будет его цена.
 По словам аналитика компании «Ак Барс Финанс» Александра Блохина, удивляться тому, что в России дорогой бензин, не стоит. «У нас в стране, к примеру, бюджет пополняется в том числе и от налогов с продажи и производства бензина. При этом низкокачественный бензин облагается меньшими налогами, чем высококачественный. В то время как в мировой практике все наоборот», – сказал в разговоре с «Газетой» Александр Блохин. Кроме того, он отметил, что в ближайшем будущем государство намерено обязать НК производить высококачественный бензин. А для этого понадобится модернизировать заводы, что повлечет за собой новые затраты НК, которые не могут не сказаться на цене бензина.

Страны со значительными государственными субсидиями на бензин

Страна

Стоимость бензина, $ за литр

Туркмения

0,02

Венесуэла

0,03

Иран

0,09

Ливия

0,13

Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Кувейт, Египет, Йемен, Оман, Алжир, Бруней, ОАЭ

0,16

Страны с незначительными государственными субсидиями на бензин

Страна

Стоимость бензина, $ за литр

Азербайджан

0,46

Тринидад и Тобаго

0,43

Эквадор, Ангола, Нигерия, Малайзия, Боливия, Индонезия, Сирия и Аргентина

0,62

Страны с налогооблагаемой продажей бензина

Страна

Стоимость бензина, $ за литр

США

0,63

Киргизия

0,64

Китай

0,69

Казахстан

0,70

Северная Корея

0,71

РОССИЯ

0,77

Белоруссия

0,79

Таджикистан

0,80

Украина

0,81

Канада

0,85

Узбекистан

0,85

Грузия

0,86

Австрия

0,93

Армения

0,96

Молдавия

0,97

Пакистан

1,01

Литва

1,08

Япония

1,09

Испания

1,15

Латвия

1,20

Эстония

1,23

Бразилия, Румыния

1,26

Страны с высоким налогообложением продажи бензина

Страна

Стоимость бензина, $ за литр

Польша

1,30

Австрия

1,32

Швеция

1,46

Израиль

1,46

Франция

1,48

Германия, Финляндия

1,55

Южная Корея

1,65

Эритрея

1,90

Турция

1,88

Исландия

1,86